. , . , , , 40 , . : 9, 2, , . , , . ,Никто из них не подозревал, что присутствует при рождении крупного духовного движения, ведущие представители которого М. Ясперс в Германии, Ж. Марсель во Франции вскоре будут возведены в ранг классиков философской мысли столетия.

Государство-Левиафан Томаса Гоббса

, . Ясно, что страх часто помогает нам. Он приводит нас в состояние готовности и, таким образом, выручает нас в случае возникновения опасности или же вообще предотвращает нежелательную ситуацию. Страх защищает нас не только от хищников и других опасностей, таящихся в природе, но также и от тех опасностей, которым мы могли бы подвергнуться по своей вине, например не глядя ринуться через улицу, по которой несутся машины.

последующее положительное представление Бодена и Гоббса о . (как утверждает Жан Поль Сартр в своей работе «Бытие и ничто») «для себя».

Спиркин Александр Георгиевич Характерной чертой философских воззрений Сартра является то, что по большей части они воплощались в образы художественных произведений, хотя у него были и собственно философские труды. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире. В своих философских суждениях Сартр отталкивался от идей Р.

После анализа проблемы выдающимися умами прошлого, в частности, И. Кантом, рассуждения Сартра по этому вопросу выглядят, мягко говоря, не очень профессиональными.

Жан-Поль Сартр родился в Париже в буржуазной семье. Высшее образование получил в Высшей нормальной школе. Учился вместе с Р. Ароном, тоже крупным философом и политическим мыслителем.

Диалектика наводила такой страх, что сам Гегель нам не был известен. . Сартр возрождает знаменитое изречение Гоббса: «Человек человеку волк».

Это философское направление ХХ века, идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а также в США. Значительную роль в становлении экзистенциального мировоззрения сыграл датский философ С. Кьеркегор , который впервые употребил это понятие и создал категориальный аппарат экзистенциализма. В рамках экзистенциализма существует много различных тенденций. Атеистический экзистенциализм представлен М. Хайдеггером , Ж. Сартром , А. Камю ; среди религиозных экзистенциалистов есть католики-Г.

Марсель, протестанты — К. Ясперс , теологи — П.

ДВЕ КОНЦЕПЦИИ - АРИСТОТЕЛЬ И ГОББС

Работа над книгой велась во время драматических исторических событий: Жестокость реальности подтолкнула Гоббса к вступлению на путь, уже однажды намеченный Макиавелли. Как мы помним, последний, отвергнув аристотелевскую идею описывать политическую жизнь с точки зрения цели Благо , решил проанализировать ее исходя из истоков и начал — часто насильственных и несправедливых.

Дискредитируя идею Блага, Макиавелли убеждал людей рассматривать зло — под маской хитрости, силы, грубости — как естественный источник порядка, замкнутого на самом себе. В принципе Гоббс исходит из тех же посылок.

Сартр также отмечает, что в самосознании отражается интерсубъективность. договорные отношения и страх перед наказанием за их несоблюдение. нарушение которых воспринимается как несправедливость (Т. Гоббс).

Михаил Киссель - Философская эволюция Ж. Сартра Так и существует группа,"имитируя жизнь, но не обладая ею на самом деле": С течением времени группа все более превращается в"инертный инструмент" и приобретает статус социального института. Это совпадает с образованием"власти" как устойчивого центра командования когда группа только складывается, такого центра еще не существует. Этот центр получает функции"суверена".

В масштабе всего общества, представляющего собой множество групп, роль суверена берет на себя государство, которое становится инструментом - и притом могущественным инструментом -"внешней детерминации" человеческого поведения, и не столько даже путем прямого давления, сколько благодаря манипулированию желаниями людей - их"обольщению". В результате создается"Мир Иного" - повсюду насаждается сериальность и главным побуждением становится"быть как другие".

Весь процесс как бы возвращается к своему началу - инертной серии, случайному скоплению людей, лишенных спайки и преследующих каждый свою цель в рамках существующих институтов, которые сами по себе уже не являются чьей бы то ни было целью. С исторической или"диахронической" точки зрения, все общественные изменения предстают в виде"вечного двойного движения перегруппировки и окаменения" [] , возникновения новых групп в результате острых проблемных ситуаций и последующего их вырождения в инертную материальность.

Вот, собственно говоря, резюме социальной диалектики по Сартру. Пока что не очень-то содержательный итог, для получения которого вовсе не требовалось столь длительных изысканий, ибо подобного рода вывод может быть получен из самых общих соображений, основанных, например, на термодинамических представлениях, если их применить к процессу жизни вообще включая и социальную жизнь. Тогда получится примерно то же самое: В целом же мир представляет собой арену непрерывной борьбы живого порядка с мертвым хаосом.

Большего с естественнонаучной точки зрения, по-видимому, и сказать нельзя.

Вы точно человек?

Автократия в действии Гоббс - янусоподобный теоретик Я начну исследование с Гоббса, янусоподобного теоретика, смотревшего и в сторону древних, и в сторону современников. Как и Аристотель, Гоббс выделял политические и моральные составляющие страха, показывая, как страх нуждался в помощи элит, законов, институтов и образования. Но Гоббс был первым теоретиком, увидевшим и стимулировавшим потенциал политического страха и то, как он мог помочь установить моральный язык и политические коды общества, утратившего этот язык и эти коды.

До некоторой степени, Гоббс—герой или антигерой этой книги, великий провидец, который наиболее остро ставил проблему страха и у которого нам еще многому предстоит учиться. Его последователи, напротив, были скорее великими мистификаторами страха. Монтескьё, первый после Гоббса ревизионист, предложил объяснение страха как террор.

Согласно Т. Гоббсу, страх – это реакция человека в естественном состоянии, где . В свою очередь Ж.-П. Сартр полагал, что подобно свободе выбора.

Гоббс Томас Гоббс родился в г. После окончания провинциальной школы ему удалось поступить в Оксфордский университет и затем устроиться воспитателем в семью английских аристократов. Это позволяет ему не только вращаться в аристократических кругах, но и путешествовать со своими воспитанниками по Франции и Италии, знакомиться с последними достижениями европейской науки.

Английскую революцию Гоббс расценил как тяжелейшее социальное бедствие и с началом революционных волнений переселился в Париж, где прожил около 11 лет — Тем не менее мыслитель продолжил разработку своей философской концепции. Гоббс умер в г. На жизнь Гоббса и на его политические воззрения и научный интерес к проблемам политического устройства общества, совершенно очевидно, повлияли самым непосредственным образом события английской революции.

У него сложилось твердое убеждение в том, что никакие притеснения и тяготы, связанные с жизнью в государстве, не сопоставимы с теми разрушительными последствиями, которые влечет за собой общественная смута и гражданская война.

конспект философия

Его отец исчез, когда Гоббс был довольно маленьким, но дядя оплатил его образование, и к тому моменту, когда Гоббсу исполнилось 14 лет, он учился в Магдален-Холле, одном из колледжей Оксфордского университета. Гоббс покинул Оксфорд и стал наставником старшего сына Уильяма Кавендиша, барона Гардвика. Связь Гоббса с семейством Кавендиш приносила свои плоды.

Гоббс смог присутствовать в парламенте во время дебатов, участвовал в обсуждениях о короле, лендлордах и членах парламента, непосредственно видел, как структурирован государственный орган управления и кто на него влияет.

Такое отречение, или отчуждение, отмечает Т. Гоббс, является Исходным пунктом онтологических размышлени Сартра является ничего своего и даже испытывает в некотором роде страх, что от него.

Это уже давно подготавливается. С момента появления"Бытия и времени" Хайдеггера духовные авангардисты видели в этом путь к новому расцвету, к адекватному мировоззрению эпохи. В Германии Ясперс позаботился о том, чтобы сообщить принципы новой философии более широким слоям интеллигенции. Во время Второй мировой войны и после ее окончания экзистенциализм наводнил целиком сферу западной культуры. К тому времени, когда разбушевалась война не на жизнь, а на смерть с Германией, ведущие немецкие мыслители-экзистенциалисты и методологический предшественник экзистенциализма Гуссерль совершали великие завоевания во Франции и Америке, причем не только в США, но и в Южной Америке.

С тех пор экзистенциализм стремительно продвигается вперед через философские дебаты, особенно через журналы [3] , романы и пьесы. В конечном счете этот вопрос решается через сущностное основание новой философии, т. Поэтому нас здесь должно интересовать содержание философии как содержание жизни, ее метод как отношение к жизни. Какова исходная точка новой философии, куда она движется и что постигает?

Является ли ею тотальность человеческого бытия как у великих философов прошлого, разумеется, в пределах возможностей их времени или лишь частичная, искаженная проекция мира, открывающаяся перед узкой прослойкой с частной точки зрения? Этот вопрос является решающим по отношению к прочному влиянию философии. Исключительно специальная критика, исходящая не из этого и не этому обязанная отсутствием результатов, вырождается в казуистику см.

Еще никогда философия, определяющая эпоху, не могла состояться без подлинно оригинального метода. Это видно на примере всех великих философов, неважно, говорим ли мы о Платоне или Аристотеле, Декарте или Спинозе, Канте или Гегеле.

Экзистенциализм и свобода